Большой зал

31.08. - 16.09.2012. Виктор Шилко "Ретро". Живопись


На юбилейной выставке «Ретро», которая экспонируется с 31 августа по 16 сентября, представлены живописные работы Виктора Шилко 1980-х-90-х г.г. Экспозицию составляют 40 работ. Это как предметные, так и абстрактные композиции, созданные маслом и акрилом. Экспозиция позволяет видеть различные этапы в творчестве художника, его работу с формой и философские поиски. Шилко стремится распознать сущность пластического пространства, без которой нет искусства живописи. Картина В. Шилко – мир, в котором ничего не может быть дано – только сотворено, который создается здесь и сейчас.

Биографические данные В.А. Шилко:

1952 г. родился в д. Заречье Витебской области.
1974 г. Закончил художественно-графический факультет Витебского
пединститута. Учился у Д.П. Генеральницкого, И.М. Столярова, П.Н. Артемова.
После окончания института учился у известного московского художника Михаила Рудакова.
С 1976 г. участник областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.
С 1986 г. член Союза художников СССР.
В 1987 году стал членом творческого объединения художников Витебска «Квадрат», в задачу которого входила организованная оппозиция официальному искусству и утверждение эстетических принципов русского авангарда и постмодернизма в художественной жизни Белоруссии.
Основное направление в искусстве - беспредметная живопись.
Работы находятся в Национальном художественном музее, в Музее современного искусства /Минск/, в музее «Витебский центр современного искусства», в Областном художественном музее /Витебск/, в Музее современного европейского искусства /Сеул, Корея/, а так же в частных коллекциях Беларуси, России, Латвии, Австрии, Германии, Голландии, США, Испании, Польши, Канады, Финляндии.



15.08. - 28.08.2012 г. Юбилейная выставка работ Виктора Медведского

Виктор Александрович Медвецкий родился в 1952 году в д. Адамовка Лепельского района Витебской области. В 1975 году закончил ХГФ ВГПИ им. С.М. Кирова, учился у Ильинова А.В., Гугнина Н.А., Климовича, защитил дипломный проект под руководством А.А. Соловьева.


С 1976 г и по настоящее время В. Медвецкий работает художником на комбинате «Мастацтва». С 1987 г. - член Белорусского союза художников, участвует в выставочной деятельности, работы Виктора Медвецкого неоднократно экспонировались в Германии (г. Нинбург) и Польше.

На юбилейной выставке представлены работы разных лет: с 1988 по 2012 годы. Живописные произведения выполнены в смешанной технике. Работы, представленные на выставке – результат многолетних художественных поисков художника. Художника отличает свое, индивидуальное видение мира и особая, узнаваемая манера работы с полотном и цветом. С помощью своеобразной художественной подачи В. Медвецкому удается тонко передать свое душевное состояние и мироощущение.

Центральные темы в творчестве художника - философское осмысление жизни, природы и самого человека
В экспозицию входят 40 живописных работ.



04.08. - 12.08.2012. Юбилейная выставка работ Анатолия Люцко "Поиск. Эксперимент. Импровизация"

Люцко Анатолий Андреевич родился 4 августа 1952 года, в 1979 году закончил художественно-графический факультет Витебского педагогического института.Учился у И.М.Столярова, В.А.Андросова, А.И.Мемуса. С 1980 года работает на комбинате «Мастацтва». В выставочной деятельности участвует с 1982 года. Живописец. С 1995 года – член Белорусского союза художников. Принимал участие в международных пленерах, неоднократно выставлялся в Польше и Германии.


Работы, представленные на выставке – результат многолетних художественных поисков художника. Ассоциативная живопись выполнена в смешанной технике, с использованием акварели, гуаши, акрила. В графических работах Анатолия Люцко прослеживается поиск формы. Интересно то, что графика Люцко отсылает к стилю модерн, с его изгибами и графической спецификой.

Особый интерес Анатолий Андреевич испытывает к экспериментам в изображении городских пейзажей, ведет постоянные поиски художественной формы. Городские пейзажи словно оживают, перевоплощаются и начинают играть новыми необычными красками и формами в ходе творческих экспериментов автора.




23.06. - 29.07.2012. Портрет города. Genius loci


Genius loci (лат. дух места) - неосязаемая духовная характеристика,
которая пропитывает и одушевляет то или иное место, обуславливая
его уникальность и определяя его положение во всеобщем порядке вещей.

«Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил - города. Их облик определяется гением места…»
Петр Вайль


Составной частью проекта «GENIUS LOCI. ПОРТРЕТ ГОРОДА-2012», экспонируемой в выставочном зале на ул. Белобородова, 5, является: выставка «Genius loci». Экспозицию составляют произведения современной живописи, графики, арт-объекты, дизайнерские проекты.


Каждый город, как и человек, имеет свою судьбу и свое предназначение. Исторические события, великие идеи оставляют на ликах городов свои отметины, знаки и символы. Вглядываясь в очертание городских кварталов, дыша воздухом священных мест, идя по улицам и площадям, человек невольно становится сопричастным к духу места.


Дух города, как особый магнит, скрыт в таинстве его рождения, в характере творчества людей, связанных с ним, в нравственной атмосфере его жизни, загадках и необычных явлениях, происходящих в нём, а также в таком способе сохранить индивидуальность, как создание собственных мифов.


Участники: члены Белорусского союза художников, Белорусского союза дизайнеров, молодые художники и студенты художественных факультетов ВУЗов. Среди них О. Сковородко, О. Крошкин, В. Шилко, В. Ляхович, В. Васильев, Г. Васильева, Е. Толобова, В. Вольнов, Н. Демшова, Л. Медведский, В. Бузиков, Д. Горолевич, И. Карашкевич, А. Литвин, Е. Гурина и др.










06.06 - 21.06.2012. Працы Андрэя Вераб'ёва


Мастак з Магілёва Андрэй Вераб'ёў экспануе у вялікай зале ВЦСМ 21 скульптуру з бронзы і 1 канцэптуальны аб'ект. Лепш за ўсё пра выставу распавядае сам мастак:

"Шаноўны Спадар Глядач!
Перад табою зараз – выстава маіх прац, якія я ствараў на працягу апошніх 10 – 15 год. Выстава, безумоўна, не змагла увабраць у сябе ўсё зробленае, ды тое і не патрэбна; гэта, на мой погляд, самыя сталыя, шчырыя і ўдалыя творы.


Яны вельмі розныя, але кахаю іх усе, бо ўсе яны – неадымная частка майго жыцця, усе яны – гэта мае развагі пра існасць, мае надзеі, мае летуценні.







Спадзяюся, што, гледзячы на мае аўтапартрэты, Ты будзеш задумвацца пра сваё жыццё, пра яго сэнс, трагізм і хуткаплыннасць альбо пра бясконцасць і непаўторнасць кожнага з нас, а гледзячы на творы пра каханне – узгадваць тое, што даўно забылася, альбо летуцець, альбо перапаўняцца пяшчотай ад думкі пра каханне, якое зараз з Табой і ўнутры Цябе.

Спадзяюся не пакінуць Цябе абыякавым.
Сардэчна Твой, Андрэй Вераб’ёў




23.05-04.06.2012. Дмитрий Лаврентьев "Персонажи". Живопись, графика, скульптура.
Выставка проводится при поддержке Консульства Латвии в Витебске.


Рижский художник Дмитрий Лаврентьев является членом Союза художников Латвии и участником многочисленных персональных и коллективных выставок в Латвии и многих других странах мира.

Диапазон выбора художником видов изобразительного искусства удивительно широк: это станковая живопись, ксилография, литография, скульптура, инсталляции, видеоарт. Лаврентьев-живописец пишет абстрактные работы, портреты известных литераторов и художников и просто собственных друзей, фантастические пейзажи – работает практически в любом жанре.


Удивительным образом его полотна, состоящие из мощных мазков и линий, несут в себе тайный смысл и гармонию. Их можно «читать» как увлекательную книгу и «слушать» как хорошую музыкальную импровизацию. Художник умеет видеть в обычных предметах космические дали и создавать неожиданные параллели и связи.

В последние годы Дмитрий Лаврентьев создал несколько концептуальных авторских проектов, на выставке в Витебске представлены живопись, графика и скульптура из них.





18.05.2012. Ночь музеев - 2012

В рамках Международного дня музеев учреждение культуры «Музей «Витебский центр современного искусства» представил 18 мая тему «Ночь музеев-2012: Пространство развития». Неистощимым потенциалом развития обладает, прежде всего, молодежь, поэтому тему развития раскрывает молодежная выставка в большом выставочном зале музея.


Выставка «Gaudeamus», подготовленная совместно с преподавателями учреждений образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» и «Витеский государственный технологический университет», представляет творчество худграфовцев и студентов кафедры дизайна. Креативность мышления, эксперимент, новаторство и традиции, преемственность мастер – ученик… Экспозиция передает современную атмосферу творческих ВУЗов и одновременно создает вектор, направленный в будущее художественной жизни нашего города.
Перед открытием выставки с 16 до 19 часов прошел арт-баттл, в котором участвовало 5 человек от КД ВГТУ и 5 человек от ХГФ ВГУ. Плюс один человек – лауреат прошлогоднего арт-баттла – участвовал вне конкурса. Победители определились по итогам всеобщего тайного голосования. Ими стали: 1 место – Василий Чернышов (ВГТУ), 2 место – Всеволод Журавлев (ВГТУ), 3 место – Илья Никитюк (ВГТУ).
Молодежный театр «Колесо» ГУ «Центр культуры «Витебск» /руководитель В. Цвики/ участвует в «Ночи музеев» Витебского центра современного искусства с арт-акцией «Линии времени», основная идея которой – живая творческая связь, проходящая сквозь времена, между современными студентами-художниками и учащимися Витебского народного художественного училища 1920-х годов. Основными этапами акции стали: перфоманс «Проун-дом», в котором участвовали учащиеся студии при театре со своими родителями; перфоманс прикладной арифметики «Время измеряется шагами» (шествие от выставочного зала до здания ВНХУ по ул. Правды, 5а) и «Театр в оконных рамах», показанный в оконных проемах исторического здания, в котором в начале ХХ века работали М. Шагал, К. Малевич, Л. Лисицкий, творческое объединение «УНОВИС».
Вечер завершило файр-шоу коллектива AGNI-show на ул. Правды и программа короткометражных фильмов от киноклуба «Диалог» в выставочном зале на ул. Белобородова.




04.05.2012. Михаил Рудаков. Живопись, графика.

Выставка живописи и графики заслуженного художника России Михаила Рудакова /Москва/, посвящается 67-летию Великой Победы и памяти художника.  М.З. Рудаков – живописец, создавший свою страницу в истории российской живописи ХХ века, а также прекрасный иллюстратор книг – военной прозы /Ю.Бондарев, А.Бек/, классики русской и мировой литературы /А.Блок, С.Моэм, Ф.Вийон, Апулей и др./




На выставке в Витебске экспонируется10 живописных работ – удивительные по красоте портреты и пейзажи; графика 1950-80-х годов - натюрморты, портреты; книжная графика на военную тему – иллюстрации к книгам «Горячий снег», «Волоколамское шоссе», «Танки идут ромбом».


Биография Михаила Рудакова

8 июля 1914. Родился в Веселом Подоле Полтавской губернии.
Учился в Харьковском художественно-промышленном институте. Работал в книжной графике, периодической печати. Занимался живописью. Вступил в члены Союза советских художников
1940 Призван в ряды Красной Армии. Направлен в 99 стрелковую дивизию.

1941. После героической обороны Перемышля переведен в редакцию газеты 26 армии. Награжден орденом Боевого Красного Знамени.
1941. Выходил из окружения (Киевский котел), попал в плен.
1943. Незаконно арестован, судим Особым совещанием (ст. 58¹ [б]).

1943 – 1949. Отбывал заключение. Освобожден с поражением в правах.
1949 – 1953.Жил в Котласе, работал главным художником в драмтеатре. Затем переехал с семьей в Москву. Работал художником в «Рекламфильме», различных издательствах.

1957. Реабилитирован и восстановлен в правах. Вновь вступил в члены Союза художников СССР.
1963 – 1964. Создал серию графических листов к поэзии А.Блока, Ф.Вийона.
1966. Первая поездка в Гурзуф, началась ежегодная работа в Крыму.
1967. Первый творческий вечер в Доме художника в Москве.
1968. Получил мастерскую. Пишет картины «Танк», «Начало войны», «Синяя лошадь».
1969. Выполнил серию графических листов к роману Луция Апулея «Метаморфозы, или Золотой Осел».
1974 – 1975.Творческие вечера в Ленинграде, Москве

1977. Иллюстрирует «Вечера на хуторе близ «Диканьки» Н.Гоголя. Работы отвергнуты худсоветом.
1979. Поездка в Испанию. Персональная выставка /совместно со скульптором С. Островской/
1980 – 1984. Создает серию живописных работ /более 200/ «По Испании».
1982. Присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Творческий вечер и персональная выставка «По Испании».
1983. Иллюстрирует роман А. Ананьева «Танки идут ромбом». Работы отвергнуты Госкомиздатом.
1985. Творческий вечер в Доме художника в Москве.
27 июля 1985. Скончался в Москве.




04.04.2012. ABSTRACT. Куратор В. Васильев.

Арт - проект «ABSTRACT» - один из современных авторских проектов в художественной жизни Витебска. Автором идеи и неизменным куратором проекта является Василий Васильев, член Белорусского союза художников, доцент Витебского государственного технологического университета. Проект ориентирован на экспонирование работ художников беспредметного направления современного искусства, т.к. эти тенденции для Витебска являются преобладающими.

Беспредметность в современном искусстве – это стремление к уходу от достоверного представления и мнимого понимания. Авторы экспозиции свое внимание переключают с предмета на форму, как это делали основатели абстрактного искусства.


Традиции беспредметного искусства были заложены в нашем городе еще в 1910-20-ые годы творческими поисками преподавателей и учащихся Витебского народного художественного училища и связаны, прежде всего, с художественными экспериментами Казимира Малевича и членов объединения УНОВИС. Впоследствии абстрактное направление было поддержано Александром Александровичем Соловьевым, творчество которого оказало влияние на многих современных художников города Витебска /творческое объединение «Квадрат» и т.д./
Участников проекта «ABSTRACT» можно назвать продолжателями экспериментов основателей Витебской художественной школы в их исследованиях феномена беспредметности.

Арт-проект в 2012 году состоялся уже в 14-й раз. Среди 29 участников – витебские художники Александр Соловьев, Александр Малей, Геннадий Фалей, Александр Досужев, Виктор Николаев, Виктория Крупская, Олег Сковородко, Виктор Шилко, Галина Васильева, Татьяна Маклецова, Елена Толобова, Олег Крошкин, Алексей Литвин и др., в том числе молодежь, а также художники из Минска Константин Мужев и Сергей Варкин и из Полоцка Александр Коновалов. В экспозиции выставки – живопись, графика, объекты, инсталляции.




14.03.2012. Творческое объединение M'ART. "Allegretto"


Темой выставочного проекта творческого объединения «M’ART» в 2012 году является карнавал.

Карнавальные традиции в той или иной форме с древних времен сопровождают развитие каждой нации. Карнавал имеет свои символы, свой язык, свои образы. Эти образы эстетизированы, эротичны, нарочито условны: сатира, пародия и гротеск — основные художественные приёмы карнавала.

В недрах карнавальной культуры возникли элементы маскарада и сложились в целостную систему, находящую разнообразные проявления в различных видах искусств. Знаковые понятия маскарадной культуры, – это маска и праздник; своеобразным посредником между ними оказывается игра.
Существует двоякая трактовка образа маски:
 маска прежде всего является средством обретения нового образа и новой сущности, выражая принципиально важную для карнавальной культуры идею обновления, рождения;
 может также быть способом сокрытия истинного лица и средством обмана.

При этом основной функцией маскарада оказывается обретение свободы. Надевая маску, человек нарушает табу и выходит за границы обыденности. Карнавал становится пространством свободы, моментом, когда, надев маску, можно сбросить личину, которую все мы носим в жизни, можно стать самим собой.

В наше время тема карнавальной культуры является одной из центральных в искусстве, философии и психологии. Обращение художников, принадлежащих к разным культурным традициям, работающих в разных видах и направлениях искусства, к темам, связанным с карнавалом, маскарадом, перевоплощением, игрой, обманом, к мотиву маски представляется одной из важнейших особенностей культуры ХХ –ХХI веков.

Карнавал представлен в художественных произведениях как непосредственно, так и косвенно – ведь нередко говорят о карнавализации быта, отношений, чувств, ощущений, жизненных позиций…

У каждого из участников выставки свое видение темы, свои художественные методы и средства выразительности. Это создает диалог различных прочтений и подтверждает музыкальность названия. Таким образом, атмосфера карнавала – легкость и свобода – положена в основу концепции выставки. В экспозиции выставки живопись, графика, скульптура, фотография. Участниками выставки являются члены творческого объединения «M’ART» Елена Гурина /куратор выставки/, Олег Захаревич, Сергей Сотников, Владимир Концедайлов, а также Виктория Крупская, Виктор Шилко, Юрий Яковенко, Олег Чубаков, Елена Григорьева.



22.02.2012. Роман Сустов. Графика


Роман Сустов (Минск) работает в технике традиционного офорта, меццо-тинто, литографии, линогравюры, акварели и в смешанных техниках. В Витебске он представляет 45 работ печатной графики: офорты, линогравюры, литографии.


Работы Романа Сустова, всегда острые и неожиданные, вот уже десять с лишним лет привлекают внимание знатоков и любителей графики.


В печатной графике художник иногда совмещает разные виды техники: травлёный штрих, акватинта, сухая игла и меццо-тинто. Это сообщает оттискам богатство колорита и тона. В течение ряда лет художник не расстается с изобразительными композициями на заданные исторические и мифологические сюжеты, которые постепенно собираются в тонкую классически выверенную серию.

Порой художник применяет цвет, как элемент композиции, ярким лучом вырывая основные смысловые и доминантные детали.

Многие искусствоведы отмечают вклад художника в сохранение и приумножение опыта истории классической гравюры. Графика Романа Сустова – это фантастический сплав классической техники с бесконечным миром фантазии и образов.



07.02.2012. "Образ Родины в изобразительном искусстве"

Выставка из фондов Могилевского областного художественного музея имени П.В. Масленикова продолжает сотрудничество между музеями, начатое в 2010 году совместной работой над республиканской выставкой «Зямля пад белымі крыламі».



Экспозиция выставки – это лишь небольшая часть коллекции, составляемой музеем по итогам Международного пленэра «Образ Родины в изобразительном искусстве», который ежегодно проводится в Могилевской области, нередко с выездом участников на пленэрную практику в Россию (Академическая дача имени И. Репина, музей-заповедник В. Поленова). Всего проведено уже 16 пленэров, 17-й планируется в июне этого года. По итогам каждого пленэра проводится выставка, художники дарят по одной или несколько работ в фонд музея, осуществляются и закупки работ. Фондовая коллекция, собираемая все эти годы, богата и стилистически разнопланова.
Для выставки в Витебске сотрудниками музея имени Масленикова было решено отобрать реалистические работы, представляющие классическую пленэрную живопись. Участвуют 40 работ 37 художников из Беларуси, России, Польши, Словакии, Молдовы, Украины.



Витебских художников в экспозиции выставки представляют акварели Владимира Напреенко и Викентия Ральцевича и живописная работа Анатолия Изоитко.



07.02.2012. Николай Ткачев. "Свет исходящий"
 


Выставка живописи Николая Ткачева «Свет исходящий», посвящается памяти художника, ушедшего из жизни 1 октября 2011 г.

Николай Иванович Ткачев родился 21 декабря 1941 года в деревне Удога Могилевской области. В 1968 году окончил Одесское художественное училище им. М.Б. Грекова. С 1969 года участвовал в художественных выставках. Работал в разных жанрах станковой живописи. С 1993 года является членом Белорусского союза художников.


Искусствовед Андрей Жигур отмечает, что живопись Н. Ткачева отвечает филоновскому принципу «сделанности».
В живописи Николая Ткачева можно выделить несколько основных тем: пейзажи, портреты, тема Великой Отечественной войны и памяти, религиозная живопись – тема, ставшая главенствующей в последнее десятилетие творчества художника. Тема веры, христианские мотивы возникали также в более ранних его работах. Например, тема памяти о павших на войне представлена как молитва («Помним всё», «Память. Буйницкое поле»), в лирических пейзажах, натюрмортах, воспоминаниях детства возникают образы храмов, природа пронизана тихим светом («Из детства», «Осенний натюрморт»).


Напрямую религиозной живописью художник занялся в конце 1990-х годов. Были созданы картины, посвященные Иисусу Христу, Богородице, серия, основной темой которой является покаяние и кара за непокаяние, затем серия работ «Свет Неба». В последний год жизни Николай Ткачев создал 8 работ, посвященных основным событиям из земной жизни Иисуса Христа. Эти работы художник считал главными в своем творчестве.
На выставке можно видеть основные работы Н. Ткачева, очерчивающие творческий путь художника и обозначающие его вершину. Здесь вспоминаются слова отца Павла Флоренского о том, что слова Господа «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» являются духовным законом, определяющим построение культуры.



 
28.12.2011. Арт-сезон 2011


«АРТсезон» – это ежегодный проект учреждения культуры «Музей «Витебский центр современного искусства» и Витебского областного отделения Белорусского союза художников – выставка, завершающая 2011 год, предполагающая подведение итогов уходящего «творческого сезона».



В 2011 году Музеем «Витебский центр современного искусства» в выставочном зале на Белобородова было реализовано 20 коллективных и персональных выставочных проектов в большом зале и 12 – в малом зале. Среди них ежегодный проект «Портрет города», привлекший наибольшее число посетителей. Среди выставок в области современных направлений искусства запомнились кураторские проекты «Абстракт» /куратор Василий Васильев/ и «Just Now» /куратор Галина Васильева/, авторские персональные проекты «Экзистенция» Александра Малея и «Откровение» Александра Соловьева. Выставками, которые, по словам наших зрителей, покорили уровнем мастерства, в уходящем году были «Графика Юрия Яковенко», «Живопись и графика Леонида Медведского и Владимира Бузикова» и «Книжная графика из коллекции издательства «Вита Нова» - проект, отметивший также сотрудничество нашего музея с Музеем Марка Шагала. Международными проектами, вызвавшими большой интерес, были «Живопись Ольги Рудаковой и Валерия Сахатова» и «Рельеф и скульптура из шерсти Гуниллы Пэтау-Шоберг». Выставки, экспонировавшиеся в малом зале, познакомили зрителя с творчеством молодых; в уходящем году запомнились первые персональные выставки работ Инги Карашкевич и Юрия Потоцкого «ПреЛЮДИя» и «Эхо старых стен». Событиями для посетителей малого зала стали выставки «Незнакомый город» Дмитрия Горолевича и «Из книги снов» Елены Гуриной.


Для итоговой выставки «Арт-сезон-2011» каждому из участников проекта предлагается представить в экспозицию наиболее значимые творческие работы, созданные в 2011 году. Концепция выставки ориентирована на авторский отбор, самоанализ творчества художника.


В выставке принимают участие 36 художников. Экспозицию составляют произведения живописи, графики, скульптуры, декоративного искусства, арт-объекты.